Кинокурс "СЕМЕЙНОЕ КИНО"

"Кино про мою семью"

 

В моем детстве никакого видео не было. Только фотографии. 70-е годы. Можно было купить 8 мм-камеру, освоить адски сложный процесс съемки-проявки и смотреть мутную картинку на беленой стене под треск киноаппарата и без звука! Фотографии выходили куда дешевле. А чтобы полистать фотоальбом и свет выключать не требовалось.
Видеокамеры революцию не совершили. 90-е годы остались несколькими видеокассетами, на который очень милое прошлое, ушедшие родственники и катастрофически однообразное видео. Еще и очень некачественное по сегодняшним меркам. Во-первых, VHS или S-VHS. Во-вторых, все снимали как видели. А камера и человеческий глаз захватывают реальность абсолютно по-разному.
Сейчас, когда у каждого киностудия в кармане: на смартфон и снимешь, и смонтируешь, и в сеть разместишь, ситуация обратная – видео завались, терабайты и терабайты. Но все бесценные воспоминания бессистемны, разрознены.
Фотографии так же цветут и пахнут – раз – и смотри в инстаграме. Ну или через впн в инстаграме.
А между тем, у каждого есть уникальная возможность оставлять кусочки жизни. Каждое видео с вами и семьей – это послание в будущее. Представьте себе, если бы вы могли увидеть своих прапрабабушек и дедушек, сравнить лица со своими, посмотреть, как они живут, чем они живут, как звучит их голос, о чем они говорят, что они хотят оставить после себя.
Надо просто навести порядок в вашем отношении к видео, которое вы снимаете! Тут нет никаких сложностей. Надо понимать, как можно использовать огромный, почти что полуторавековой человеческий опыт в кино, чтобы использовать четкие, ясные схемы, которые позволят снимать красиво, монтировать интересно, радовать своих любимых маленьким кино про них и про себя.


Я даю ответы на множество вопросов «Как»?
Как хранить?
Как поступить со старыми кассетами, а может быть кинопленками? Как оцифровать пленку – тут есть много техник, включая высший пилотаж – оцифровку в жидкости – пленка сохнет, и чтобы не рвалась, ее готовят к оцифровке и погружают в жидкость. Есть и другие способы.

Что лучше – бытовой видеорекордер или маленькая плата видеозахвата для компьютера? Какими программами лучше делать захват видео? Какие установки лучше ставить, чтобы добиваться максимального качества изображения, но не сжирать огромные объемы памяти компьютера?
На чем будут храниться ваши архивы – HDD SDD или облако, можно ли хранить архив на DVD? Сколько должно быть копий материалов – как в кино? Со съемочной площадки разъезжаются три автомобиля с тремя копиями съемочного материала?


Как систематизировать архив, чтобы искать видео было очень легко?
Разберемся с этим и поймем, что все видео никто никогда смотреть не будет. Нужно что-то делать, чтобы каждое ваше произведение было маленьким шедевром. И это не сложно. Принцип – монтировать так, чтобы интересно было смотреть не только тем, кто снимался.


Нужно понимать, что видео для семьи может быть нескольких жанров
1. Мы снимаем бабушек и дедушек, чтобы на камеру записать их воспоминания, подробные истории их жизни.
2. Мы снимаем детей – стандартные семейные хроники. Это может быть кодовая деньрожденческая запись, игровые постановки или даже блог.
3. Мы снимаем семейные хроники. В конце года можно имитировать телевизионную программу с подведением семейных итогов. В хроники входят будни – это интересно, и праздники – это делают все, но правильно снимать праздники надо учиться.
4. Мы снимаем поздравительные фильмы. Самое жуткое – набрать съемки родственников юбиляра с шаблонными словами поздравлений. Нет! Этот жанр не об этом!
5. Мы снимаем фильмы памяти – это особый жанр. Надо уметь работать, и фильмы эти нужны.
6. Мы снимаем портретные зарисовки о каждом. Особая наука!
7. Мы снимает фильмы о путешествиях так, чтобы не было убито удовольствие от путешествий.


Как много всего надо будет докупать для съемок?
Будем разбираться, когда вам может быть необходим штатив, а в каких случаях можно обойтись без него, как стабилизировать картинку без стабилизаторов и какую утреннюю гимнастику делают операторы-фанаты.
Что делать с светом и почему у блогеров кольцевые лампы в чести, как снимать при дневном свете из окна, зачем нужны софтбоксы и как прятать возраст с помощью правильного освещения.
Как управляться со звуком – могут ли быть дешевыми достойные радиомикрофоны?
Как понять – подходит ли ваш компьютер для монтажа? Какая разница между 32 и 64 разрядной системой, сколько оперативной памяти будет достаточно и чем m1 отличается от m2
Какие программы для монтажа существуют, какие бывают типичные ошибки начинающих, и как их не совершать. Удивительным будет момент, когда вы поймете, что любая монтажная программа проще, чем word! Надо будет просто понять, как работать с видео с разными настройками, если в одном кино и старые кадры со старой камеры из детства и современный видеоряд. Вообще, основы монтажа придется постичь.
Со съемкой то же самое. Операторская премудрость делится на ремесло и творчество. Ремесленные основы – это чистая математика – набор правил, делайте, и все будут восхищаться.
Как сделать картинку красивой – одно из самых важных умений. На что бы вы не снимали – результат будет отличным. Ощущение удивительное – вы знаете, как создается красота и секретов не выдаете.
Как выделить объект в кадре, как отбить его от фона, почему фон не должен быть грязным. Зачем на экране камеры сетка, которая делит кадр на 9 частей. А начинается операторство совсем с азов: горизонтальная или вертикальная съемка, какое разрешение 4к или FullHD, да и на что вообще снимать: смартфон, видеокамера или фотоаппарат. А что делать с экшн-камерами, заменят ли они обычный съемочный аппарат?
Еще мы научимся мыслить, чтобы подбирать тип съемки под наши задачи. Где-то понадобится архивная съемка, когда секунды нельзя упустить из происходящего. А в путешествиях, к примеру, нужен совсем другой подход, чтобы приехать на место – набить кадры по схеме и наслаждаться отдыхом. Тут ведь одно из двух – или отдыхаешь, или снимаешь, как отдыхаешь.
Как в 3 минуты уместить все важные моменты. Можно снимать без устали, а потом на монтаже отобрать интересное, а можно сразу определять, что снимать. У мастера монтаж происходит в голове еще до съемки.
Также надо понимать, что потом со всем этим делать. Что для своих, а что выкладывать в сеть.

Куда выкладывать и как оформлять свои видео, чтобы их увидели как можно больше людей.


Всё это можно доверить профессионалам, на том они и зарабатывают. Но! 1. Научиться снимать самому – это на порядок дешевле! 2. Профессионал не будет вместе с вами 24 часа в сутки и может пропустить самые трогательные семейные моменты. 3. Вести летопись своей семьи – ваша задача!

 

ИТОГО:


Тема РАБОТА С СЕМЕЙНЫМИ АРХИВАМИ
1. Как хранить. Оцениваем надежность и экономичность методов. Диски какого типа выбрать, чтобы сохранить свои видеоматериалы: HDD, SSD, DVD (нет!). Или выбор в пользу облачного хранения: ресурсы, тарифы. Система дублирования копий, как в большом кино. Система обеспечения безопасности доступа к архивам.
2. Как оцифровать. Существующие аналоговые и цифровые пленочные носители: VHS, VHS-C, SVHS, SVHS-C, Video8, VideoHi8, DVcam, MiniDV и так далее – особенности оцифровки. Специальные бытовые рекордеры, специальное оборудование для компьютеров, особенности оцифровки кинопленки. Выбор формата и выбор битрейта. В каких случаях проще обратиться в конторы по оцифровке, в каких случаях это делать невыгодно.
3. Как упростить поиск. Организация систематизированного хранения семейного видеоархива. Составление каталога по годам и темам.


Тема ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЪЕМКИ
1. Как выбрать камеру, на которую снимать семейную хронику. Особенности работы с видеокамерами, с фотоаппаратами, с экшн-камерами, со смартфонами. Сильные и слабые стороны каждой съемочной техники. Подбор под конкретные задачи. Отличия фирменных «картинок» камер. Различия полнокадровых и кропнутых матриц.
2. Как выбрать установки съемки. Всё, что нужно знать о разрешении изображения, соотношении сторон, кодеках записи, битрейте, и ориентации камеры: вертикально или горизонтально надо вести съемку.


Тема ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА ДЛЯ СЪЕМКИ
1. Как понять, что из манящего многообразия дополнительного оборудования вам нужно, а без чего можно легко обойтись: штатив, монопод, стабилизатор. Как работать со штативом или моноподом. Стандартное использование, особые приемы для особых съемок. Зачем у штатива складывают одну ножку, зачем заматывают ноги пластиковыми пакетами, зачем соединяют все вытянутые ножки.
2. Как выбрать систему стабилизации камеры. Какие системы стабилизации существуют. Какие нужны именно вам. Какие тренировки полезны оператору и где качаются операторские мышцы.
3. Как записывать звук. Встроенный микрофон против радиомикрофона против пушечного микрофона против проводной петлички. Запись на аудиорекордер. Синхронизация звука с разных источников.


Тема РАБОТА СО СВЕТОМ
1. Как ловить свет. Особенности съемки с естественным светом вне помещений: какое время суток выгоднее, какая погода выгоднее для съемки, какое место выгоднее для съемки, нужно ли снимать под деревьями и при каких условиях. Так вы узнаете, что такое свет жесткий и свет мягкий. Особенности съемки с естественным светом в помещении. Где расположиться оператору, где расположить героя.
2. Какой искусственный свет можно использовать. Как софтбоксы за 7000 убирают 10 лет возраста. Зачем нужны кольцевые лампы. Как не тратить деньги и использовать бытовые светильники для создания особой атмосферы.


Тема ТЕХНИКА ДЛЯ МОНТАЖА
1. Как подобрать компьютер для монтажа. Минимальные и комфортные технические характеристики. Выбор между pc и mac системами.
2. Как выбрать программу для монтажа. Классический выбор между Adobe Premiere и Vegas Pro. Возможности DaVinci Resolve. Какие бывают программы «попроще».

Тема СЪЕМКА
1. Как выбрать тип съемки: архивную, репортерскую, постановочную. Когда необходима архивная съемка и как правильно ее организовать. Как экономит время репортерская съемка. Как снимать репортерски монтажно: что такое крупности планов, какую систему из множества существующих взять за основу для себя. Зачем в домашнем кино постановка и как подход к этой съемке отличается от репортерской.
2. Как получить эстетически красивое изображение. Композиция кадра: выделение объекта от фона, правила третей, правило 7 плюс-минус 2, простройка кадра в глубину, нахождение непривычных точек съемки. Секреты красоты в жестких математических правилах


Тема ЖАНРЫ СЕМЕЙНОЙ СЪЕМКИ
1. Как снимать бабушек и дедушек. Марафон воспоминаний. Как разговаривать с ними, как правильно слушать, как правильно объяснить, зачем эти записи нужны.
2. Как снимать семейную хронику. Фиксация важных событий в жизни семьи и выбор бытовых сцен для съемки. Монтаж итогов года в жизни семьи.
3. Как снимать поздравительные видео, чтобы они не превращались в проговаривание заученных стихов из интернета, а были интересны не только тому, кого поздравляют. Фильмы из фотографий, фильмы из историй, исторические фильмы, как частная жизнь вплетена в историю страны.
4. Как правильно снимать детей, которых сложно поймать камерой. Это совершенно отдельных набор жанров: от игровых фильмов до блогов.
5. Как снимать фильмы о семейных путешествиях так, чтобы съемка фильмов не убивала радость от путешествия.
6. Как снимать фильмы в память о родственниках.
7. Как снимать фильмы-портреты.